ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЗАПАД.
В Кельне лучший ориентир для встречи – это, конечно, Собор. Так было и полвека назад, когда союзная авиация ориентировалась по Кельнскому собору, нанося бомбовые удары, в результате чего было разрушено 93% всех зданий. Собор - остался. Его двузубец выглядывает из-за любого здания в центре, вселяя уверенность в немого среди немцев “совка”, что он не потерялся. Зато, если уж забрел туда, где Собор не виден, - хана: немцы по английски не говорят, видимо, принципиально.
Тем более, что гулять по западному городу бессмысленно. Он для этого не предназначен. Дворы и закоулки, придающие этому занятию прелесть, находятся в частном владении, то есть снабжены стенами из новейших материалов с новейшей же электроникой. Идешь себе по пустым улицам, все более пустея душой. Человеку тут, видимо, два развлечения: магазины и “предприятия общественного питания”. Вспомните Хемингуэя: “Я зашел в бар и попросил два виски с содовой. Напротив за столиком сидел Джеймс Джойс, перед ним была уже целая горка блюдечек, на которых официант подавал порцию алкоголя”. Мощное развлечение для прозы с подтекстом. Главное, что, кроме любви и войны, единственное. Хемингуэй был абсолютно точен: “Мы доехали до такой-то улицы. Потом повернули на такую-то и поднялись по ней до еще какой-то, а там повернули налево. “Дай закурить”, - сказала она”. Другое дело, зачем нам все это было читать, воображая что-то свое.
Вернемся, однако, в Кельн. Есть там улицы и для пеших прогулок. Все сплошь в магазинах. Некоторые из них преогромные: два-три этажа под землей, пять-шесть – над землей. Поднимешься на эскалаторе на один из этажей – конца-краю не видать ни в одной из сторон. А рядом с этим магазином еще один, точно такой же. А рядом с тем – еще. И так далее. Хорошо здесь было гулять советскому человеку. Ну а теперь-то нам зачем? У нас этого мусора и у самих довольно. Лично у меня так и от одного ГУМа настроение портится и в голове шумит. Ну не любитель я, тем более не профессионал. Единственное, что радует в этих поистине супер-маркетах
– разговоры. Три женщины: “Мама просила купить именно такую кофточку. Как она тебе, нравится?” – оборачиваешься, три женщины средних на вид лет. Русский язык тут – как глоток воздуха. Дышишь им в Германии, надо признаться, все чаще и чаще.Народ движется по пешеходным улочкам мимо магазином, как на демонстрации, сплошным потоком. Отойдешь чуть в сторону
– никого. Двое парней перекидывают друг другу ногами банку из-под пива. В двух шагах от них мужчина говорит по радиотелефону: “Ты мне скажи, если в деньгах, то это сколько?” – ловит ухо. Уличные музыканты здесь, кажется, сплошь из бывшего СССР. Издалека слышишь ре-минорную фугу Баха, думаешь, приятно-то как, вот она Германия. Подходишь ближе – это наш человек на аккордеоне один к одному орган имитирует. В двух десятках шагов от него девушка меццо-сопрано блестяще, до слез на холодном ветру, исполняет оперные арии и песни советских и русских композиторов. Она же, окруженная толпой благосклонных бюргеров, тут же переходит на палочки ксилофона, виртуозно исполняя любые мелодии, от популярных до классических. А на следующем углу ребята с Украины. Надев красные фуражки, скачут перед прохожей публикой в диком раже какой-нибудь сорочинской ярмарки.Видимо, кельнцам, это по душе. Сами они считают себя не по-немецки веселым народом с давними традициями: еще Тацит отмечал, что кельнцы любят поспать, а также любят карнавал и пиво. Кельнише бира у них действительно двадцать пять сортов, а карнавал обычно открывается если не в феврале, то одиннадцатого числа одиннадцатого месяца в одиннадцать одиннадцать. Что-то, видимо, связанное с футболом (по числу игроков), тем более, что ширпотребу с символикой местного клуба
“Кельн” отведены в магазинах многие отделы.И снова кружение выносит тебя к Собору. Высота каждой из башен по 157 метров, но левая выше правой на семь сантиметров, и можно потренировать глазомер, определяя, какая же из них “левая
”. А можно, как я, в отчаянии от неудавшейся жизни и выпитого пива, рвануть на дистанцию 97,52 м, но… вверх по 509 ступеням, ведущим в соборную башню, где тебе, согласно туристическому проспекту “откроется великолепный вид на город, предгорье, Бергскую Землю и Рейнское Семигорье”. Первые минуты бега не думаешь ни о чем, потом никак не можешь понять, как лучше подниматься: по ступенькам винтовой лестницы - у стенки? Пусть там площадь больше, зато нога не соскальзывает, и вообще надо с силой отталкиваться от перил. Потом вспоминаешь анекдот про “нового русского”, которого спросили, за сколько он пробежит стометровку. Он подумал, подумал: “Ну, может, за три тыщи баксов…” А тут ты сам отдал две или сколько там марок! Потом не думаешь уже ни о чем. Потом смотришь сверху на город. Потом, спускаясь, думаешь: как же ты вообще сюда забрался? и – как же тебе в твоем возрасте сама такая мысль в голову могла забраться?.. И чувствуешь: ну ни грамма алкоголя больше в твоем организме не осталось…И снова на площади у Собора. Сколько можно! Сегодня он, как, впрочем, и всегда, в лесах. Площадь перед ним тоже перегорожена, напоминая что-то родное. Между прочим, типичный долгострой. Начали строить Кельнский собор в 1248 году, а свой нынешний вид он приобрел аж в 1880-м. И это не значит, что его построили. Кельнцы говорят, что Собор достроят как раз перед Страшным судом, поэтому торопиться нет резона. По указателю ищешь туалет, но находишь какие-то подземные гаражи, а люди, которые спускались по ступенькам до и после тебя, тоже почему-то говорят по-русски. Молодые, между прочим.
Кельн сдревле считался чьей-нибудь границей. Сначала
– Рима. Тогда за Рейном начиналась Германия. С тех пор как сам Кельн стал Германией, за Рейном, согласно Конраду Аденауэру, который с 1917 до 1933 года был мэром города, начиналась – Сибирь. Сегодня Кельн, как, наверное, и любой другой западный и тем более немецкий город, граничит, кажется, со всем белым светом. Здесь миллион жителей, из них 180 тысяч иностранцев и их детей, в основном – турки. Есть даже недалеко от центра турецкий квартал. Тамошние магазины, кафе и рестораны пользуются особым спросом кельнцев.Приезжие устремляются либо в район кельнских ярмарок, для которых построен за Рейном специальный комплекс, собирающий ежегодно до 2,5 миллиона человек (мы-то в старой советской школе изучали только лейпцигские ярмарки, поскольку это была ГДР, а кельские будут поглавнее!), либо в магазины у собора. То и дело видишь турецкого вида мужчин, расставивших вокруг себя десятки баулов, а неподалеку напрягшихся служителей магазина. А вот молодая семья стоит у специального монитора, любуются собой
: “Зин, ты только погляди! Егорка, подпрыгни!”А так больше ничего не понимаешь из того, что творится вокруг. Толпа чужая, все чужое. И вдруг молодая женщина наклоняется к ребенку:
“Устал? Ничего, сейчас придем домой, пельмешек отварим, да?” Господи, думаешь, а вы-то как здесь оказались, что делаете-то?Сегодня иммиграция в Германию в пять раз больше, чем в Соединенные Штаты. Кто-то сказал, что только в районе Дюссельдорфа около двухсот тысяч русских, то есть российских, то есть из бывшего Союза. Чудовищно. А мы в Москве еще недовольны, что кавказцев много. Поглядел бы ты, товарищ, на себя со стороны
…Школа Европы.
Между прочим, подобные проблемы обсуждались на семинаре, благодаря которому я оказался в Кельне и других хороших городах. Назывался семинар
“Национальная идентичность России на фоне Европы”. Фон вышел разнообразный – Франция, Люксембург, Германия… “Россия” идентифицировалась в лице нескольких десятков молодых (от 25 до 35 лет) членов Государственной Думы, политиков, администраторов и бизнесменов с Урала, Алтая, Волги, из Кузбасса и других регионов бескрайней нашей родины и примкнувших к ним нескольких умных людей из администрации президента.Объединяла их Московская школа политических исследований
– частный демократический институт, а точнее, попытка института нового российского гражданского общества. Ее создатель и директор Елена Немировская, заручившись личной поддержкой руководства Совета Европы, зарубежных и российских фондов в поддержку демократии, создала что-то вроде неформального объединения хороших молодых людей с большими политическими перспективами.Для Школы главное
– научить молодых политиков самостоятельно мыслить. Я же, не годясь по возрасту в “школьники” и никогда доселе не бывав за границей, об “идентификации” думал с чисто академическим интересом. Образованный человек, он по определению – гражданин мира: журнал “Иностранная литература”, Николай Карамзин “Письма русского путешественника”, Петр Чаадаев “Философические письма”, маркиз де Кюстин “Россия в 1839 году” ну и так далее по длинному списку. Плохого не предполагал.Школа дружит с Советом Европы, ей и Страсбург в руки. Нас приветствует русской речью сам Даниэль Таршис
– Генеральный секретарь Совета Европы. Сегодня особое внимание, дает он установку, на соблюдение прав человека, прав заключенных и на отмену смертной казни. Российские депутаты пытаются объясниться: общеевропейские нормы содержания заключенных намного превышают уровень жизни пенсионера или служащего, месяцами не получающего зарплаты и пенсии. Несколько десятков казненных преступников трудно соотнести с десятками и сотнями тысяч людей, которые умирают из-за отсутствия элементарных лекарств и медицинского обслуживания…В суперсовременном здании Совета Европы кругом бюсты великих гуманистов, вечнозеленая лужайка, с которой служитель собирает в специальный мешок опавшие желтые листья, а в туалете непонятно как открыть воду из крана (оказывается, просто провести под краном рукой). И над всем
– цитата кого-то великого: “Способность человека к добру делает демократию возможной. Способность его ко злу – делает ее необходимой”.Первое, что потрясло меня за границей, это
, конечно же, постоянное пение делегацией русских песен. В автобусах, в гостиницах, на приемах – везде. “Ничего себе, - подумал я, услышав это в первый раз,- стоило ехать так далеко, чтобы не обращать никакого внимания на окружающее, а голосить свое! Заслуженные все-таки люди, депутаты, а не какие-нибудь дремучие тетки из польско-турецких шоп-туров!” В Люксембурге, в подвальчике замка в Мюнсбахе, когда пели, качаясь все вместе, взявшись за плечи друг друга, я посмотрел на все это вытаращенными глазами хозяев и представил, что, возможно, они вспоминают соседей по географической карте в пивных Мюнхена. В Германии это же было похоже на пение украинских дивчин и хлопцев, угнанных в Неметчину. Во Франции – на диковатый обычай заблудившейся в Европе малой азиатской орды…К началу второй недели я, новичок на среднеевропейских автобанах, понял сермяжную правду русской жизни за рубежом. Певцы были правы! Никому-то мы не нужны
– ни в России, ни за границей. Но за границей совсем уж никому: языка не знаем, обычаи дикие, кругом чужая частная жизнь, перед тобой сущая стена.Эили мы в эльзасской деревушке под Страсбургом. До города километров двадцать полей да виноградников, прекрасных дорог, но, между прочим, ни единого автобуса. Зачем? У каждого автомобиль и не один. Отель в деревне стоял на пригорке без всякого забора и охраны. Пройдешь мимо столбика, электроника щелкнет, отмечая тебя. А захочешь, гуляя в темноте, подойти ближе к какому-нибудь дому или гаражу, тут же включается свет, чтобы было светлее рассмотреть, что тебе нужно, а заодно, наверное, и тебя. Шаг в сторону
– свет отключается. Хорошо, красиво, на улице в любую погоду грязи нет. С какой подошвой в Шереметьево-2 пришел, с точно такой же из Шереметьево-2 и вышел. Лишь душа возмущена до предела: “Великолепно? Да. Но я-то там зачем? Но мы-то там зачем? – Ни-за-чем!”Спор о России.
Доминик Моиси, один из руководителей Французского института международных отношений, сказал на одной из дискуссий:
“В предлагаемых русской стороной тезисах я слышу несколько противоречий. Нам говорят: “Вы нас совсем не понимаете, поэтому… примите скорее в Европу!” Следующее противоречие, когда вы нам говорите: “Принимайте нас к себе, но, пожалуйста, не путайте с другими: мы уникальны, мы – Россия!” Для нас это все непонятно”.“
Кстати, - спохватился на досуге кто-то из группы, - если мы живем в деревне, то где тут живность: коровы, козы, куры?” За все время ни одной живности не повстречали. Даже людей. Улицы есть, раз в час машина может проехать, а людей – нет.Впрочем, однажды встретили коров. В особняке ХУШ века в Мюнсбахе, где расположился люксембургский Институт Европы. Сначала повеяло чем-то родным, думали, что конюшня. А потом заглянули в окошо во дворе замка: стоят милые кормилицы, дремлют, переминаются с ноги на ногу, небось и на улицу никогда, бедные, не выходят.
Вообще Люксембург это особая статья.
“
Есть ли у вас Большая Люксембургская Идея или Мечта?” – спросили русские депутаты люксембургских, увидев на стенах досов надпись: “Свободу Тибету!” “Ну, мы не такие романтичные люди, как вы, - заметил один из них, - живем реальностью. У нас, к сожалению, идей и мечтаний мало, гораздо больше действительности”. В Люксембурге основной доход бюджету приносит сталелитейная промышленность. Производят сталь самого высокого качества, в частности хирургическую. Средняя зарплата в стране – две с половиной тысячи долларов. Российский посол жаловался, что пенсия здесь у старушек раза в два больше его посольского жалованья. “Наша Болшая Люксембургская Мечта и Идея, - сказал другой депутат, - это Россия!”Европейский суд в Люксембурге. Жаркое слепящее ноябрьское солнце в сплошь стеклянном здании. Оригиналы скульптур Миро и Родена в холле. Залы для заседаний, на которых было уже рассмотрено более тысячи дел. Вот, кстати, одно из них. 63-летний англичанин подал иск в Европейский суд, поскольку не получал бесплатно лекарств как не пенсионер (в Англии пенсия у мужчин с 65 лет). А его 62-летняя жена
– получала как пенсионер (у женщин пенсия с 60 лет). Он счел это дискриминацией по половому признаку. Европейский суд с этим согласился и обязал англичан выдавать лекарства бесплатно как мужчинам, так и женщинам, начиная с 60 лет… “А почему бы не тем и другим – с 65 лет? - спросил один из наших. – У нас бы наверняка уравняли в правах именно таким образом”.Между Германией и Китаем.
Главной слабостью советской системы оказались психологические последствия ее закрытости. Неизвестность, что там снаружи, изуродовала наше сознание многими
“духовными мечтаниями”, из которых “Запад” оказался самой жуткой ошибкой.Особо отличившихся “слуга народа
” награждали этим сверхдефицитом – Западом. Остальные пробавлялись мифом, раздутым до невероятности. Гайдар-душка завалил нашу страну мировым ширпотребом, и с ликвидацией дефицита “Запад” съежился до свойственных ему размеров, - совершенно, между прочим, непривычных с точки зрения русского человека!В Германии наша самоидентификация сформировалась окончательно и бесповоротно. На эльзасском семинаре замечательно, хотя и нечаянно
, скаламбурила известная писательница, член Французской Академии “бессмертных” Элен Каррер д’Анкос (по маме – графиня Панина): “Есть народы, у которых тягость друг к другу”.Западные семинары, на русский взгляд, совершенно абсурдны. Выступающий, как правило, произносит совершенные банальности, стараясь употребить нужные слова:
“права человека”, “общественная солидарность”, “преодоление тоталитаризма”. Некая обязательная программа фигурного катания языком. Когда депутаты, волнуясь, начинали говорить о больном, немецкая сторона семинара испарялась. Зато мы (“мы” к концу поездки затвердело до полного патриотизма) не давали спуску по поводу НАТО. Ни шагу на Восток! Одна мысль о приближении этих людей к российской границе на пушечный выстрел – невыносима. “Ваша излишняя эмоциональность, - замечали немецкие хозяева, - несколько вредит взаимному пониманию”.Да, рациональность
– признак цивилизованности. Немецкая рациональность, разлитая повсюду, воспринималась как стена, как невозможность дышать. Бежать, бежать отсюда!Это все сволочь Карамзин придумал -
“заграница, заграница…” Мой младший, восьмилетний сын был в очередной раз и против своего желания взят в Консерваторию. “Ну как?” - спросил я его по приходе домой. “Никак! Лучше бы сидел дома и хотел пистолет…”Ох, лучше бы и я сидел дома и хотел эту заграницу. Позвонил родственникам, которые несколько лет назад уехали в Германию из Винницы.
“Ну как вы, - спрашиваю, - наверное, трудно психологически?” – “Конечно, по-всякому, хотя детям легче. Новот вы-то как в Москве можете жить?”Я, как матерый внутренний эмигрант и гражданин мира за письменным столом, ничего к этому НАТО не испытывал. А тут побывал на этом самом Западе и говорю:
“Не надо! Ни пяди русской земли!” Как говорили в далекие застойные годы: “Соседний колхоз просит навоз. Дадим? – Не дадим! Лучше сами съедим!”“
А может, наоборот, - сказал кто-то за завтраком в стерильно до рвоты чистой и сверкающей студенческой столовой учебного центра, где нас разместили. – Может, пустить их в Россию, пусть строяот стратегический автобан до Владивостока. Все равно в районе Смоленска сломаются или замерзнут…”Нелегка ты ноша самоидентификации на фоне Европы!
“
Итак, идентичность – это другие, - сказал Алексей Салмин, член Президентского совета. – Это – наши соседи. И дело не в том, чтобы любить соседей. Дело в том, чтобы их не ненавидеть”.Доктор Фогель из Кельнского института международных исследований:
“Мир – всегда больше того, что мы можем понять или пережить. Стереотипы – это как раз то, что помогает нам его понять. Нужно лишь избегать при этом отрицательных стереотипов, которые могут этот мир взорвать”.Наверное, так. Вспоминается притча о слепцах, которые щупали снона и, соответственно ощупываемому участку, рассказывали друг другу, какой удивительный предмет им открывается. Похожий, наверное, на
“Запад”.На семинаре один из наших участников сказал следующее: сейчас в России свобода. Кому не нравится здесь жить, может уезжать, куда захочет, искать лучшую жизнь. Кому нравится
– остается в России. Третьего вроде бы не дано.Я задумался. Я
– остаюсь в России, но мне в ней совершенно не нравится. Как, скорее всего, и вам. Просто в других местах еще хуже. Велик мир, а бежать нам некуда. На мой вкус, так даже и умереть лучше, оставаясь самим собой, чем жить и процветать где-то в стороне, себя теряя.Ноябрь 1996 года.
Первая | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы
Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия
E-mail Игоря Шевелёва