Игорь Шевелев О ПОЛЬЗЕ БЕЗВЫХОДНЫХ СИТУАЦИЙ. Маэстро Владимир Спиваков не
прощает низости. Карьера – термин для лошадей. -Владимир Теодорович, дирижерский опыт
можно, наверное, сравнить с родительским.
Какой ребенок для вас более трудный, - “Виртуозы
Москвы” или Российский национальный
оркестр? -Я сразу должен сказать, что Российский
национальный оркестр это не мой ребенок.
Это детище Михаила Васильевича Плетнева. -Ну, приемный ребенок. -Скорее, я тут, в каком-то смысле, приемный
ребенок. Трудности везде одни и те же.
Главным всегда является не столько сама
работа, сколько человеческие
взаимоотношения. Игра оркестра на
высочайшем уровне это вовсе не есть лишь
одновременное движение смычками. Это –
взаимопроникновение людей, их душ и умение
скрывать недостатки друг друга. С “Виртуозами
Москвы” мне это удается в большей степени.
Но и с Российским национальным оркестром
существует достаточно взаимопонимания для
того, чтобы концерты проходили хорошо. А что
трудно? Трудно – все. -Многие ваши музыканты – лауреаты
международных конкурсов. Как вам удается
преодолевать их личные амбиции, соединяя в
единый ансамбль? -Ну, некоторые музыканты все-таки видят
перед собой дирижера. А далее речь идет о
развитии личности, для чего, на мой взгляд,
существенны три фактора. Первое – это
наличие таланта или, по крайней мере,
способностей. Второе – это большие примеры,
на которые человек равняется, иногда даже
стараясь им подражать, что тоже неплохо. И
третье – это большое препятствие, которое у
тебя в жизни должно быть. Если жизнь будет
гладкой, то она не состоится. -Вы довольны, как развивалась ваша карьера
от солирующего скрипача к дирижеру
камерного ансамбля и далее к дирижированию
симфоническим оркестром? -Знаете, я очень не люблю это слово “карьера”.
Оно хорошо для места, где добываются
полезные ископаемые. Или на ипподроме, где у
лошадей бывает своя карьера. А я просто
занимался тем, к чему был, видимо, призван. Я
этому служу, вот и все. -Большая часть вашей общественной
деятельности связана с работой вашего
фонда. В частности, говорят о помощи
молодежному оркестру Поволжья,
создаваемому в Тольятти. -Дело в том, что работа моего фонда не
ограничивается Москвой и Московской
областью. Она охватывает все пространство
бывшего СССР. Я не хочу, чтобы исчезло это
культурное поле. Не только в Москве, не
только в России, но практически во всех
бывших республиках, а ныне государствах,
есть отделения моего фонда, где работают
люди, которым я доверяю и которые на местах
смотрят и помогают молодым талантам в
совершенно разных областях. Поволжье, с
моей точки зрения, очень важный регион.
Здесь очень много талантливых детей, здесь
большая тяга к искусству, здесь преданные
служители своему делу. Я просто хочу, чтобы
этот огонь не погас. Мы живем в очень
трудное время. Я думаю, что каждый
нормальный человек должен со своей стороны
делать что-то хорошее для других людей. Это
как Божий призыв в данный момент. Между
фондом и Тольятти существует тесная связь.
Мы много лет ездим туда с “Виртуозами
Москвы”, там есть ряд моих инструментов.
Там есть замечательный мальчик, джазовый
пианист. И как на дереве появляются плоды, и
с каждым годом их становится все больше,
дерево зреет, так и здесь все выросло в
новую идею, которая мне кажется прекрасной,
- чтобы в Поволжье был свой молодежный
оркестр. Я ее поддержал, и буду поддерживать. -Представляю, как на вас во время
гастролей набрасываются родители, которые
хотят показать своих детей… -Бывает, конечно. Иногда я даже в антрактах
слушаю детей. Просто, чтобы не обидеть.
Потому что это не способ – прослушать и
оценить за пять минут. Есть фонд, куда
приезжают дети или привозят свои пленки,
кассеты. Есть целая комиссия, которая их
отслушивает. Я их слушаю на концертах и
отбираю дальше. -Простенький вопрос: а зачем вам это надо? -Знаете, в фонде есть множество
направлений. В частности, одна моя
программа, когда дети из фонда выезжают в
больницы и даже к тем детям, которые вообще
не останутся на нашей бренной земле. Они
выезжают играть за границу, чтобы
заработать деньги на операции. И есть еще
линия: дети играют в детских исправительных
колониях. Представляете, приезжают девочки
в бантиках, мальчики в костюмчиках и играют
там своим сверстникам, современникам, людям
своего поколения. И очень часто те дети
подходят после концерта со слезами на
глазах и говорят: “Мы хотим домой. Мы тоже
хотим учиться. Это была ошибка, что мы здесь”.
Понимаете? Я приведу такой пример. Однажды я
был в Японии, и нас попросили сыграть
благотворительный концерт для детей.
Представляете, как это организовано в
Японии. В большом зале собрали три тысячи
детей, - черные головки, белые воротнички,
сидят тихо. Лектор из Токийской
консерватории объяснял, что такое оркестр.
Все в нужный момент хлопали, в нужный
замолкали. Некоторые спали. Потом я
обратился к этому профессору и сказал, что
“мы, конечно, очень рады, что нам удалось
сыграть такой концерт, но как вы сами к
этому относитесь? Я видел, что некоторые
даже спали”. Он говорит: “Вы знаете что,
маэстро. Если даже двух или трех детей из
этого зала пронзит эмоция по поводу вашего
концерта, наша нация станет богаче”. Я
думаю, что такой подход к своим согражданам
очень правильный. Вот так нужно думать. Душа корнями в детстве. -Если переиначить строчку Пастернака “О,
знал бы я, что так бывает, когда пускался на
дебют” в вопрос, то вы могли бы на него
ответить? Вы знали, что так будет, когда
пускались на дебют? -Кто может ответить на такой вопрос? Я
думаю, ни один человек не может. Разве
только преступник. -Да и то, если вспомнить Раскольникова, не
всегда. -Да. Знаете, многие англичане, которые
читают Достоевского, считают, что у детей,
которые воспитываются в английской школе,
всего этого не могло бы случиться. Такой у
них ко всему этому подход. -Ваше детство прошло в музыкальном
интернате. Я слышал, как Темирканов,
например, вспоминал о своем интернатском
детстве, как о музыкальной казарме со
своими ужасами. -Нет, для меня это не было никаким ужасом. Я
интернат вспоминаю с удовольствием. Я там
жил, у нас в спальне было восемнадцать
человек детей. -В Ленинграде? -В Москве, при Центральной музыкальной
школе. Мне было 14-15 лет. Масса была интересов,
замечательные ребята, друзья. Единственная
неприятность заключалась в том, что нам
всем пошили одинаковые костюмы. А ночью мы
очень часто спускались по пожарной
лестнице на волю, и иногда подрабатывали
грузчиками на станции Москва-Сортировочная,
чтобы заработать трешник, а потом на него
поесть. Рядом с Художественным проездом
была такая “ночнушка”, где собирались
таксисты, проститутки, военные, и там были
пельмени и сосиски с тушеной капустой. Я и
до сих пор все это люблю. Пельмени
подавались с горчицей и уксусом, из которых
мы сооружали соус. -На сметану не разменивались? -Нет, на сметану не разменивались. Так вот
опасность заключалась в том, что, когда
милиционеры видели два одинаковых костюма,
они начинали подозревать, что мы сбежали из
какой-то колонии. Приходилось проходными
дворами убегать на свою пожарную лестницу.
Забирались по ней, вставая на спины друг
другу, и шли себе спать. Никто ничего и не
знал. -А многочасовая игра на инструменте,
суровая дисциплина? -Все равно, это страна детства, с которой
не хочется расставаться, и которая в
старости возвращается к тебе обратно. И тем,
кто умеет сохранить в себе это детство,
считайте, повезло. Потому что это корни.
Дерево, куда бы его ни пересаживали
впоследствии, помнит первое свое место. -То есть заграница таким местом быть не
может? -Заграница есть заграница. Там приятно
бывать, играть. А потом приезжать домой. Или
вот, скажем, Волжский тур Российского
национального оркестра по городам Поволжья,
который ни с чем не сравнится. Это тоже
часть музыки. -Не случайно, вы столько играли здесь
Чайковского. В XXI веке отношение к нему
изменяется? -Изменяется в сторону еще большего
восторга. Потому что так, как этот человек
сумел выразить человеческую душу, мало кто
сделал. Тем более, душу русского человека. В
одном письме к фон Мекк он написал: я
счастлив и свободен, но почему-то ужасно
хочется плакать. Это есть у нас всех. И когда
плывешь по Волге, начинаешь понимать Малера,
который, когда его посетил друг, и они
поехали в загородный домик, и тот, озираясь
по сторонам и видя горные красоты, начал ими
восхищаться, сказал ему: “Не смотрите по
сторонам, все это я написал в своей симфонии”. -Но все-таки вы живете в Париже? -Дочки учатся там. А мы с женой большую
часть времени проводим, пожалуй, в России. С
девочками получилось интересно. Старшие
учатся в католической школе, и приняли
католичество. Младшая – православная.
Притом что все три были крещены в армяно-григорианской
церкви. Я спросил у папы Римского, как быть в
такой ситуации. Он сказал: “Это не страшно,
мы все – один дом”. -Возвращаясь к вашему детству. Как вы
занялись боксом? Помню вашу фотографию в “Огоньке”
с обнаженным и прекрасно развитым
боксерским торсом. Для музыканта не слишком
характерный вид. -Я был просто очень слаб физически. И,
когда эти “интеллигенты-очкарики” со
скрипочками и футлярами шли с занятий, у
окрестной шпаны возникало непреодолимое
желание отмутузить их. В Питере на
Матвеевом переулке нам здорово доставалось,
когда мы выходили на улицу. И в один
прекрасный день мне это надоело. Я пошел
заниматься в секцию бокса. Что было
непросто, поскольку все были против, - руки,
много времени отнимает и так далее. Но я
считаю, что спорт это замечательное дело. У
нас говорят: в здоровом теле здоровый дух. У
римлян, на самом деле, было: здоровый дух –
здоровое тело. Надо соединять эти два
момента с обеих сторон, и тогда будет
неплохо. Мне это удавалось. Так что я не
жалею. А в двух случаях это просто спасло
мне жизнь. -Расскажите подробнее. Это когда какие-то
террористы в самолете были? -Ну что вы. Просто там завязалась драка.
Самолет вылетал из Буэнос-Айреса в Рио-де-Жанейро,
выруливал уже на взлетную полосу. Один
матерый человек, француз, в кожаном пиджаке,
двинул стюарту в солнечное сплетение так,
что тот чуть не уполз по проходу. А там
сидела женщина и кормила грудного ребенка.
Когда я вижу опасность для детей, я не могу
сдерживаться. Мы сидели с оркестром. Я по-французски
попросил этого человека сесть на свое место.
Тот не реагировал и продолжал драться.
Тогда я с другой стороны кинул ему букет
цветов в голову. Тоже никакой реакции. Мужик,
действительно, был очень здоровый, и когда я
увидел, что он уже валится на этого грудного
ребенка, я не выдержал. Кончилось большой
дракой. Самолет остановили. Бригада
полицейских пятнадцать минут не могла с
этим человеком справиться. Из-за чего
самолет опоздал на час в Рио-де-Жанейро. Был
смешной момент, когда командир самолета
вышел в салон, где мы сидели, и спросил: “Это
ваша русская спортивная команда?” Я говорю:
“Нет, это хлипкие музыканты”. Так что
первые аплодисменты были в самолете. И, как
обычно, случай стал обрастать слухами, что
самолет захватили террористы, что Спиваков
применил приемы джиу-джитсу, карате и чего-то
еще. В какой-то из наших газет было
напечатано. Все стали звонить моей жене. Она
страшно напугалась. Звонит мне: “Что там
случилось?” – “Ничего, играли концерт в
оперном театре, все нормально”. – “Как, что,
тебя избили?” – “Нет, ничего”. Вообще-то
жена меня сдерживает. Иногда бывает, что
хочется немедленно восстановить
справедливость. Но нужно сдерживаться. Кому мешают красивые женщины. -С чего начинается ваш день? -День начинается с мысли, что это еще один
подарок судьбы. С того, что я должен сегодня
сделать. Я обдумываю планы дня,
просматриваю, что должен взять на репетицию. -Не возникает у вас опасения, что в какой-то
момент ваш имидж начинает теснить вас
самого. Мераб Мамардашвили как-то написал,
что он входит в комнату, а кресло уже занято
Мерабом Мамардашвили. -Да, это чистая правда. Есть такой момент.
Но все равно надо, по возможности,
оставаться самим собой. Главное, это не
бронзоветь. -В этом году вы впервые возглавили жюри
конкурса Чайковского. Ваши впечатления по
этому поводу? -Не хочу вас огорчать, но это еще не
конкурс, который должен быть в России. Это
еще не конкурс Чайковского, который был при
советской власти, когда председателем жюри
был Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Снизился и уровень, и компетентность.
Главное, у конкурса нет настоящего хозяина.
Государство пока что не выступает
полноценным хозяином. А люди, которые
пришли туда работать, больше думают о себе,
чем о конкурсе. Что я мог, я сделал. Во всяком
случае, показал пример, как нужно честно
судить. Потому что от честности жюри
зависит и судьба тех, кому присуждаются
премии, и судьба конкурса. А когда главное
честь мундира и чтобы победил музыкант из
московской консерватории, то это плохо
кончается. -Говорят, что после конкурса вы подарили
всем членам жюри свою фотографию в виде
Чайковского? -Да, было эффектно, они чуть с ума не
посходили. Это Катя Рождественская, дочь
Роберта Рождественского, делает такой
проект для журнала “Караван историй”.
Загримировала меня под Петра Ильича. В
первый раз я услышал, что похож на
Чайковского от музыкантов в Ла Скала. Они
принесли фотографию, где ему лет сорок.
Просто такой же лоб. -Этот подарок членам жюри был как намек? -Скорее, надежда, что люди поймут, что надо
жить честно и хорошо. Потому что тогда можно
не вспоминать, где и что ты наврал. Сразу
снимается большая нагрузка с мозга. -Представляя работу жюри, могу
предположить, что далеко не у всех ваша
позиция вызывает восторг? -Я вспоминаю, как в Генуе был конкурс,
посвященный 200-летию Паганини, куда меня
впервые позвали в качестве члена жюри. Я еще
был молодой человек, кругом старые львы,
сижу, смотрю, что происходит. И вот играет
там очень приятная француженка. Играла она
очень плохо, но экстерьер у нее
замечательный. Это первый тур. И я смотрю,
она проходит, хотя по игре совершенно не
должна. Я молчу: проходит, ну и проходит.
Следующим идет наш Максим Федотов. Который
не проходит. Смотрю, дальше тоже не проходят
хорошие музыканты. А я все-таки представляю
Советский Союз. Прошу слова у председателя
жюри. Молодой был, ничего не соображал. И
обращаюсь к Сальваторе Аккардо, который был
рядовым членом жюри, но у которого в Италии
очень большое имя. И говорю: “Вы меня
простите, господин Аккардо, я вас лично не
знаю, но в Советском Союзе ваше имя очень
известно, и я к вам обращаюсь, как коллега.
Наш конкурс посвящен 200-летию Паганини, мы
несем ответственность перед его именем,
живем даром в гостинице, хорошо питаемся.
Объясните, пожалуйста, у нас на второй курс
проходят по игре или по внешности? И если по
внешности, то я готов выйти из состава жюри,
потому что я совсем по другому делу”. Все
обалдели. Тут встает Аккардо и говорит: “Маэстро
Спиваков, я с вами совершенно согласен, и
готов вместе с вами покинуть это жюри”. У
жюри припадок. Представляете, что будет в
газетах, если Аккардо и Спиваков покинули с
первого тура жюри юбилейного конкурса
Паганини? Тут же все переиграли. Федотов
прошел дальше и, естественно, получил
премию. -А сам он знает эту историю? -Нет, так до сих пор и не знает. Если только
вы не расскажете. -Кстати, о бабочках. Почему в “Виртуозах
Москвы” нет женщин-музыкантов? -Знаете, однажды подобный вопрос задали
Тосканини по поводу его оркестра. Он
ответил: “Если женщина красивая, то она
мешает оркестру. Если некрасивая, то она
мешает мне”. Но это Тосканини сказал. Мне
женщины не мешают. На кого падают яблоки. -Владимир Теодорович, сейчас происходят
удивительные вещи с перемещением дирижеров.
Юрий Башмет заявляет, что сделает из
оркестра “Молодая Россия” лучший оркестр
России. Марк Горенштейн сказал, что создаст
лучший оркестр в мире. Что останется другим? -Я вспомнил по этому поводу Шолом-Алейхема.
У него есть про улицу портных. Как у одного
портного висела надпись: “Портной его
величества”. У другого: “Портной, который
шьет герцогу Бургундскому”. У третьего: “Портной,
который шьет лейб-медику такому-то”. А в
конце улицы была надпись: “Лучший портной
на этой улице”. Я ответил на ваш вопрос? -Вполне. Кстати, расскажите историю
появления у вас дирижерской палочки
Бернстайна, которой вы дирижируете. -История появления? Я несколько лет был
невыездным, как это принято сейчас называть.
Почему? Не знаю. Сейчас можно выяснить,
почему меня не выпускали, но не хочется. Это
перевернутая страница жизни. Видимо, потому
что я не очень гладкий человек, когда вижу
несправедливость, нечестность и другие
негативные проявления человеческого
характера. Думаю, что в таких трудностях
тоже есть положительная сторона. В средние
века был даже такой трактат “О пользе
безвыходных ситуаций”. И в тот трудный
момент Бернстайн помог мне выехать. Видимо,
договорившись на очень высоком уровне,
потому что дружил с Бруно Крайским,
бундесканцлером Австрии. -То есть помог выехать на гастроли? -Да, был день рождения Моцарта, 27 января, в
Зальцбурге. И мы играли с ним Пятый концерт
Моцарта для скрипки с оркестром. Эта
встреча вообще стала поворотной в моей
жизни. Возможно, именно она привела меня, в
конечном итоге, к симфоническому оркестру.
После концерта он зашел ко мне за кулисы и
подарил эту палочку. Сказал: “Я знаю, что ты
дирижируешь, возьми на память о сегодняшнем
дне”. -Говорят, что вы играете даже больным и
чуть ли не со сломанным пальцем? -Ну, со сломанным пальцем это невозможно. А
с нарывом на пальце играть на скрипке
приходилось. Могу сказать, что это очень
больно. -Слишком многое ставилось на карту? -Нет, я в карты не играю. Знаете анекдот,
как один спрашивает: “Ты на рояле играешь?”
– “Нет, высоко сдавать”. Я считаю, что
человек вообще-то должен рисковать и из
этого иногда в жизни получается что-то
путное. Но если посмотреть на все глубже и
более серьезно, то конечный результат
зависит не от случая. Это как Ньютону
говорили по поводу открытого им закона
гравитации: “Как изумительно, что упало
яблоко, и вы такую вещь придумали!” А он
ответил: “Я просто очень много над этим
думал”. Наверное, это и есть главное, а не то,
что яблоки падают. Гетто избранничеств. Вал и ров.
Пощади не жди. -А нет у вас страха, что загнаны в “гетто
избранничества”, говоря словами Цветаевой? -Понимаете, мы не живем в одном измерении.
Мы все время живем в разных измерениях. Раз
уж вы упомянули Мамардашвили, я напомню вам
одну мысль, которая есть у него в лекциях по
античной философии. Говоря о Гераклите, он
замечает, что многие философы
рассматривали впоследствии его идею о том,
что нельзя войти в одну и ту же реку.
Мамардашвили говорит: “А почему нельзя? По
очень простой причине. Потому, что мы уже в
ней находимся”. Это поразительная вещь. Вы
уже там, где вы есть. -Думали ли вы в юности, что будете так
счастливы? -Я думаю, что счастье это случай, который
помог тебе избежать большинства
неприятностей. Но это в житейском смысле. А
подлинный смысл счастья это любовь. Любовь
ко всему. К людям. К тому, чем ты занимаешься.
К природе. К новому дню. К восходу солнца, к
спящей заводи. -Но если бы не было музыки в вашей жизни,
испытывали ли бы вы это с той же остротой? -Не знаю. Наверное, рыба, которая привыкла
жить в море, умрет в реке. -Слова, достойные притч Чжуан-цзы.
Владимир Теодорович, у вас нет ощущения, что
вам просто очень повезло через профессию,
через ваш дар попасть в окружение великих
людей? -Конечно. Это великие примеры, которые
постоянно тебя ведут. Как однажды заметил
мне Бернстайн: “Имей в виду, что, когда ты
будешь дирижировать, тебе будет трудно
только с середняками. Остерегайся
середняков. С большими артистами трудно не
будет. Потому что у них горизонт дальше”. В
свое время я многому научился у Якова
Флиера, жил у него в семье. Удивляли его
рассказы о своей молодости, когда он учился
у Игумнова, и тот посылал его, студента,
играть Баха к Файнбергу, Бетховена играть –
к Гольденвейзеру. Это пример, как человек
поднимался выше собственного эгоизма и
учил этому других. И научившийся делал то же
со своими учениками. Мы, к сожалению, на
каждом шагу сталкиваемся с обратным, да? -Начав с вопроса о Российском
национальном оркестре, им же заканчиваю. Вы
руководите РНО с 1999 года, многого добились,
но разговоры и слухи о непростой вашей
ситуации там не стихают. В чем дело? -Знаете, для меня всегда самым ценным
являются человеческие взаимоотношения.
Концерт никогда не будет хорош, если этого
хочет только одна сторона. Симфоническая
музыка это всегда совместное желание
довести репетиционную работу до звездного
часа. Это творческое сближение с оркестром
у меня произошло. Чего я не могу сказать о
своих взаимоотношениях с дирекцией и
администрацией Российского национального
оркестра. Это совершенно отдельная
субстанция. Я не люблю, когда людьми
пользуются, практически ничего не давая им
взамен. Когда людей в оркестре делают
бессловесными и бесправными, и они работают
в страхе, а не в уважении. Люди, работающие в
искусстве, должны работать в радости, а не в
безысходности. А я увидел, что здесь
присутствует именно большая безысходность.
И безысходность эта идет из-за
непреодолимого Рубикона между дирекцией и
замечательными музыкантами Российского
национального оркестра. Такого быть не
должно. Вот и все.
Первая
| Библиография | Светская
жизнь | Книжный угол | Автопортрет
в интерьере | Проза | Книги
и альбомы| Хронограф
| Портреты, беседы, монологи|Путешествия
|Статьи |