Игорь Шевелёв ИГРА, ИГРОЮ, ОБ ИГРЕ 1. Не понимаю я Федора Михалыча, хоть убей. Ну,
зачем он последние деньги просаживает в
казино? И в прежние времена, когда в Москве
не было рулетки, каждую поездку за границу
использовал для такого странного, как он
уверял, способа обогащения. Мол, знает
верный путь к выигрышу, надо только
проявить терпение и постепенность
алгоритма. В итоге, украшения жены
закладывались за копейки, чтобы откупить
неудавшегося миллионера. Даже книгу
написал под выданный – и проигранный! -
аванс, где во всем покаялся. То ли “Идиотом”
ее назвал, то ли “Игроком”, неважно, -
главное, что обещал больше не играть. Но,
конечно, не удержался. Впрочем, Федор Михалыч меня тоже не
понимает, когда я ему рассказываю, какая у “Спартака”
была линия полузащиты, - Витя Папаев, Сережа
Шавло, Калинов, покойный Миша Булгаков, не
тот, другой. Какие были защитники, - Толя
Крутиков, Масленкин, Женя Ловчев. Да и
недавно еще – Федя Черенков, Юра Гаврилов,
Андрей Тихонов, - какие мастера, как
испанцев с англичанами ухайдокивали! Все в
прошлом… Когда я это говорю, у Федор
Михалыча глаза на лоб лезут. “Неужели, Лёв
Николаевич, говорит он, ты всерьез
интересуешься этой мурой? Неужто правду
говорят, что год назад ты на Пушке схватился
за грудки с Ваней Тургеневым за то, что тот
надел динамовский прикид, и обозвал тебя
мясом?” Да, говорю, ничего удивительного. У
него, знаешь ли, жирные ляжки и вообще он
пишет отвратительно – сю-сю-сю, нигилисты,
гамлеты, а сам на охоте мне прошлый год
такого тетерева перешиб, что ему руки об
ствол надо было перешибить. В общем, спорить можно долго. Не поняли мы
друг друга. И неудивительно. Игра, - как и
любовь, и смерть, и опьянение, и мысль, и все
важные вещи в мире, - происходит внутри
человека. Для внешнего наблюдения доступен
лишь явный идиотизм и неадекватность того,
кто вовлечен в игру, очевидная
наркотическая зависимость субъекта. 2. Игра делит человечество на две
несимметричные части, - на увлеченных ею и
равнодушных, тех, кто снаружи видит и не
врубается. В этом смысле, игра – это явление
настолько загадочное, что некоторые ученые
считают ее, наряду с речью и использованием
орудий, тем свойством, что отличает
человека разумного от прочего природного
мира. Ну да, мы знаем, что дети познают мир с
помощью игры. Но почему иные взрослые
остаются в этой игре на всю жизнь, называя
ее то спортом, то искусством, то наукой, то
бизнесом, то еще как-нибудь? Что в этой самой
игре такого, что она делает sapiens’a – Homo? Рискну предположить, что – сиюминутность,
озарение, Божий прорыв. Если правы философы,
говорящие, что вечность есть полнота
ощущений в данное мгновение, то его –
помимо катастроф и смертельной опасности, -
может дать только игра. Помните, как любили футбол и хоккей в
брежневские времена, когда лишь спорт давал
отдушину непредсказуемой сиюминутности в
насквозь фальшивой и картонной стране. Игра это то, что творится на твоих глазах
здесь и сейчас, то, что непредсказуемо. А как
же театр, спросите вы, где играют заранее
написанную пьесу? А – музыка с нотами? А –
книги, текст которых известен, но люди
почему-то их перечитывают? В том, наверное, и
искусство, что читаешь все, видишь, слышишь -
как в первый раз. Только игра дает ощущение творящейся
жизни. Что есть сотворение мира Богом, как
не творческий акт игры? Одной любви музЫка
уступает? Но и любовь мелодия. Да, да, любовь,
любовная игра – вот высшее проявление и
игры, и жизни, и Божеского акта творчества
из ничего. 3. Нынешний мир стремительно катится к
остроте сиюминутных ощущений. Поэтому он
весь состоит из кусочков игры. Игры в моду. В
виртуальное общение, где ты отыгрываешь
собственную маску. В личный замкнутый мир,
огороженный музыкальными наушниками,
импортным автомобилем, качественной
видеопродукцией, квартирой после
евроремонта со стеклопакетами на окнах,
убивающими внешний звук, с любимым
детективом перед сном, с привычной
телепрограммой за ужином. Это - игра, в которой человек сам пишет
себе предложенную обстоятельствами роль.
Снаружи серый обыватель. Внутри – хозяин и
творец личного космоса. Замкнутая монада,
расчисленная лучшим из миров. Современная цивилизация – это карнавал, в
котором человеку предлагается
перепробовать как можно больше масок и
ролей. Сжиться с героями остросюжетных
фильмов и романов, познать себя в разных
профессиях, пожить в разных странах,
городах, жилищах, повидать свет и показать
себя в той жизненной роли, которую сам себе
выберет. Двадцать первый век – время
индивидуального игрового самоклонирования.
Предложены сюжеты, образцы, расписаны роли
в глянцевых журналах, - выбирай из того, что
есть, или пиши новые, хотя в последнем
случае будь готов, что останешься без
зрителя. Зато сам получишь ни с чем не
сравнимое удовольствие непризнанного
гения прежних времен. Нынешний мир – это гигантский лабиринт
игровых сюжетов, возможностей, ролей,
перспектив. Россия с ее крепостной
зависимостью, рабским страхом перед волей
начальства и волей судьбы, которая почему-то
несет только беду, с самого начала обречена
на то, чтобы засидеться в XXI веке на старте. 4. Постмодернизм, хоть имя дико, оно ласкает
душу мне. Наше время благословенно для
стилистической игры со всеми культурами. В детстве я играл в шахматы, и, помню, моим
высшим достижением был матч школьников
Москвы и Ленинграда, проходивший в
питерском дворце пионеров и школьников, где
в соседней комнате играл худенький Толя
Карпов за поездку на чемпионат мира среди
юношей, который он потом и выиграл, начиная
свое восхождение к абсолютным вершинам. Я
же играл, спустя рукава, и согласился на
ничью, потому что уже решил, что шахматы
брошу: жизнь - такая же игра, только
интересней. Следующим после “Карпова в соседней
комнате” личным моим достижением стала
прочитанная книга Германа Гессе “Игра в
бисер”, заразившая многих. Именно тогда
моей мечтой стала многомерно-философская
игра на 64 шахматных полях между всеми
культурами, идеями, творцами, историческими
деятелями, книгами, памятниками, которой, по
сути, и является наша история, увиденная в
остановленном мгновении вечности. Личной проекцией этой всемирно-исторической
игры является – календарь. 365/366 клеточек,
которые мы заселяем собой, просыпаясь после
краткого снотворного несуществования. Тут
все крутится вместе со звездами, Солнцем,
астрологическими прогнозами, мифами,
уходящими в коллективное подсознание и
лабиринтом, состоящим из огромного числа
тупиков, называемых отрезками времени,
надежд и усилий. Эта игра в календарь, в “шахматы культур и
энциклопедического всеединства” суть
оживление прошедшего в непредсказуемости
нынешнего момента. Ты вдруг ставишь судьбу
всего мира на кон. Играешь мыслями,
историческими личностями, своим страхом
смерти. В этом карнавале все приходит в как
бы последний танец. Когда-то русский философ Николай Федоров
выговорил идею воскресения отцов, предков.
Долго обсуждалось, как это будет, хватит ли
на всех “отцов” атомов и молекул, которые
все же туда-сюда ходят, от персоны к персоне
перемещаются. Насколько проще и
естественней соединить всех живших в этом
карнавальном танце, в последней игре! Ведь, вдумайтесь, если будет воскресение,
то, наверное, не в скучных декорациях
гражданско-процессуального суда, а в игре
на последнюю ставку: быть или не быть? Некий
всемирно-исторический матч, финальный
поединок, в котором и свершится Божий суд и
испытание. Так не предчувствием ли этого последнего
жребия и суда вызваны все наши земные игры?
Мы рождаемся, играя. Но, тем более, не умрем,
поставив все на кон и – выиграв? Да, Федор
Михалыч?
Первая
| Библиография | Светская
жизнь | Книжный угол | Автопортрет
в интерьере | Проза | Книги
и альбомы | Хронограф
| Портреты, беседы, монологи
| Путешествия
| Статьи |