Если когда-нибудь православная церковь канонизирует императора Петра Великого, - а чего только в России не бывает, - то новый святой наверняка станет вышним покровителем не только дантистов и кораблестроителей, но и многочисленных участников светской жизни. Ибо кто, как не Петр Алексеевич ввел на Руси ассамблеи и балы для наведения на граждан лоска и изящества…
Неудивительно, что минувшая неделя прошла под знаком Петра. Тут и пресловутый юбилей заложенного им в чухонских болотах града, тут и кстати случившийся день рождения самого императора. Все сошлось. В рыбном ресторане «Ботик Петра» на Лесной улице силами артистов «Геликон-оперы» давали музыкально-светскую ассамблею, посвященную этим событиям. Впервые на моей памяти дело сводилось не к простому выпиванию и закусыванию под музыку камерного оркестра, а к завещанному Петром I смягчению нравов драгоценной публики и воспитанию манер. Согласимся, что под пение популярных арий из опер Россини и Бизе, под скакание и игрища в личинах процесс европейского образования происходит легче и непринужденней, чем из-под палки или из-под рюмки. В чем убедились все собравшиеся, в том числе заместитель министра культуры Наталья Дементьева, оставшаяся в столице на хозяйстве, пока ее начальник управлялся в Питере.
Однако, не успев получить окончательный светский лоск, пришлось ехать на петровский фейерверк на набережной Москвы-реки рядом с Центральным домом художника. Там проходил первый столичный конкурс салютов и фейерверков, организованный продюсерским центром Сергея Князева. Не избалованный зрелищами московский люд заполонил не только Крымский мост, но и набережные с обеих сторон реки и все подходы к ним, в результате чего проход чистой публики на теплоход «Валерий Брюсов», стоявший у подножия памятника Петру Первому работы известно кого, оказался неожиданно затруднен. Вот и пробирались туда члены жюри, а среди них Михаил Ширвиндт, Светлана Конеген, Михаил Ефремов, с разной степенью опоздания. А Мария Арбатова так и вовсе увидела все фейерверки из застрявшей в пробке автомашины и попала на «Валерия Брюсова», только когда наглядевшийся на пиротехнические чудеса народ стал расходиться, - то есть угодила на фуршет и награждение победителей.
С петровских времен салюты, как известно, устраивали военные специальные части, а тут, едва ли не впервые в российской истории конкурс устраивался для гражданских чинов и возглавляемых ими разнообразных фирм. Была красивая музыка, были гроздья шаров и шутих, был дым, пепел, отряд юных барабанщиц в гусарских костюмах, был закат над столицей и громоздящийся надо всем император, становящийся постепенно местной достопримечательностью.
А потом было награждение победителей, ощущение себя более цивилизованным, чем до того, и дружеская пирушка. И только затем в природе наступило краткое похолодание, - так называемые «новые петровские подморозки». Пройдут и они.
Первая
| Библиография | Светская
жизнь | Книжный угол | Автопортрет
в интерьере | Проза | Книги
и альбомы | Хронограф
| Портреты, беседы, монологи
| Путешествия
| Статьи |