Введение в диктатуру вкуса.
В отеле “Марко Поло” прошел семинар, посвященный проблеме “Вкуса в философии и обыденной жизни”. Проводил семинар недавно созданный фонд “Арт-прагматика”. Основной доклад делал главный философ России – Валерий Подорога.
На самом деле проблема художественного вкуса более, чем серьезная. Упираясь в вопрос, какая социальная группа диктует сегодня эстетические нормы обществу и, тем самым, обладает над этим обществом невидимой, но вполне реальной властью?
Еще короче. Существует ли сегодня в России интеллигенция, как носитель этих самых вкусов, или все в прошлом, и сегодняшними диктаторами в области эстетики являются газета “7 дней”, фильм “Титаник” и супермаркет “IKEA”?
Похоже, что второе. А интеллигенции остается заниматься сложными различениями между эстетикой вкуса Бёрка и критикой эстетических суждений Канта; спорить о том, явилось ли событие 11 сентября художественной акцией актуального искусства, после которого само актуальное искусство приказало долго жить; заодно думать о механизмах формирования вкуса, а затем, как водится, культивировать обыденный вкус изысканным фуршетом.
Впрочем, фуршет собравшиеся заслужили вполне. Более четырех часов обсуждались самые разные аспекты проблемы эстетики вкуса. Философ Подорога задал уровень обсуждения. Если прежде, считает он, понятие вкуса формировалось творящим художником-гением и корпорацией его ценителей, светским бомондом, то нынче рыночное искусство призвано потрясать, ужасать, обращать на себя мгновенное внимание потребителя. Плюс никакого бомонда – СМИ да СМИ кругом и маркетинговые технологии. А в результате сама категория прекрасного исчезла, уступив место шокирующему, сверхестественному, превышающему человеческий масштаб и понимание.
Кстати вспомнили Теодора Адорно, сказавшего, что после Освенцима невозможна поэзия. Так вот после акции 11 сентября, ставшей “Освенцимом для Америки”, уже невозможно и современное актуальное искусство в его прежнем виде мгновенного шока, после чего произведение само себя аннигилирует. Остается лишь спорить, имеет ли “арт-акция” с нью-йоркскими башнями-близнецами автора – бен Ладена, - или более точно будет ставить под ней подпись: “неизвестный художник ХХ1 века”?
Небольшое объяснение. Затеявший обсуждение проблем “культуры медленных и вдумчивых наслаждений” фонд “Арт-прагматика” в лице его президента Александра Долгина имел в виду одну простую и очевидную вещь. А именно, вопрос: как наладить к обоюдной пользе взаимный обмен между сферой так называемой “высокой культуры” и большими денежными мешками нуворишей, которые и рады бы вложить деньги в “высокое”, да не знают, куда и как. Ведь их все кругом обманывают. Достаточно вспомнить банковские и корпоративные коллекции изобразительного искусства, составленные лучшими нашими арт-критиками и дилерами, и которые после дефолта 98-го года пришлось выбросить на помойку, потому что за них и копейки, как выяснилось, нельзя было выручить.
В связи с чем предыдущий семинар “Арт-прагматики” как раз и был посвящен проблеме – “Культура и деньги”. Александр Долгин, имеющий свой основной бизнес в металлургии, а искусством интересующийся, что называется, “от души”, в связи с чем даже имел несколько лет назад галерею “Арт-гештальт” на Пречистенке, так вот Александр Долгин предложил на предыдущем семинаре ввести “вторые деньги”, которые имели бы хождение только в сфере культуры и искусства. В чем, кстати, есть немалый смысл, поскольку, когда экономика на подъеме, развивается, то инвестиции в сферу культуры дают опережающий, по сравнению со средним, рост. Да и вообще мысль хорошая. Известный арт-критик Екатерина Деготь даже предложила разыграть идею “вторых денег” в качестве художественной акции, но Долгин поскромничал и ограничился обсуждением проблемы с ведущими экспертами в этой области.
Новый семинар “Арт-артпрагматики” был посвящен проблеме вкуса именно с точки зрения установления связи между культурой и возможными в нее инвестициями. В чем критерий отличия в культуре хорошего от плохого? Кто сегодня задает эти нормы? Кто носитель художественного вкуса? В чем этот вкус заключается? Существует ли “вкус эпохи” и, если уж на то пошло, куда поместить наш вкус к рискованной жизни, отчасти к криминалу и связанным с ним “джентльменским набором” хай-лайфа в виде джипа, золотой цепи, многоэтажной дачи с башенками и вышками охраны и наконец могильного памятника в полный рост с мобилой в руке и ключами от шестисотого мерса.
Запутанную ситуацию в мировой “империи вкуса” постарался зафиксировать в своем докладе и Валерий Подорога. Не без юмора он связал террористическую акцию Усамы бен Ладена с закрытием дома моды Ив Сен-Лорана как законодателя вкуса, продажу тем за миллиард долларов своей торговой марки, которая теперь станет доступна ширпотребу, и, наоборот, открытие одним из братьев бен Ладенов в центре Лондона своего дома моды. Коротко говоря, в мире вкуса на смену денди Сен-Лорану пришел “актуальный художник” бен Ладен.
Ситуацию запутывает состояние современного искусства, образцом для которого может считаться кич маскульта, а уж от него, как от точки отсчета, ведутся уже и все элитарные игры.
Еще более запутывает ситуацию “чисто конкретная” российская жизнь, где западное “искусство жить” превратилось в “искусство выживать”, к которому тяготеют сегодня даже обеспеченные люди, обуреваемые “бытием в риске” как интенсивной стратегией выживания. Вечное наше ожидание сверхординарного вообще не предполагает эстетики и эстетизации.
Понятно, что обсуждаемые вопросы прояснялись социологами в лице Бориса Дубина. Арт-критиками в лице Екатерины Деготь. Культурологами в лице Ольги Вайнштейн, которая напомнила ситуацию в Англии середины ХУШ века, чем-то напоминающую нашу. Когда суждения о вкусе упирались в бифштекс и портвейн. Когда эстетика богатых упиралась в престиж и в символический капитал приобщения к нормам высшего света. Когда возникали модные журналы, модное поведение, щегольство и трата денег на произведения искусства.
Философ Олег Аронсон обратил внимание на наличие в обществе “воли к вкусу”. И как бы нынешнее постмодернистское искусство эту волю не отрицало и не дезориентировало, оно, хочет того или нет, поставляет образцы для широкого круга людей, этой волей к вкусу обладающих.
Ну и так далее.
К сожалению или к счастью, на семинаре были представители только одной стороны – высокой культуры, обсуждавшие рамку проблемы вкуса. Богатых людей, готовых прислушиваться к суждениям вкуса и следовать им, инвестируя в культуру свои деньги, не наблюдалось. Может, и к лучшему. Поскольку в конференц-зале отеля “Марко Поло” вопросы только ставились и обсуждались. Как ответить на них? Бог знает.
Президент “Арт-прагматики” Александр Долгин, используя близкий ему язык реального производства, напомнил, что есть не только лаборатории, где создаются новые образцы, но и жизнь, где эти образцы используются. Иначе говоря, неплохо быть ближе к сфере обыденного вкуса, обсуждая его проблемы. До этого не дошло.
Дом, в который имеет смысл вкладывать капитал, должен иметь твердый фундамент, который пробовали заложить собравшиеся. А, может, еще только почву прощупывали. В любом случае, вышло интересно. И с точки зрения вкуса – безупречно, включая, как и было сказано в начале, фуршет.
В дальнейшем же семинары “Арт-прагматики” будет проходить один раз в пять-шесть недель. Следующие должны быть посвящены проблемам моды и дендизма, эстетической игры и играм в эстетику, количественным измерениям неутилитарного. Короче говоря, сколько и во что имеет все-таки смысл что-то вкладывать? И пока мыслителей ведет такая путеводная звезда, любые их размышления можно только приветствовать.
Тем более, что, как заключил дискуссию Валерий Подорога, нынешняя философская апатия российского общества может очень даже послужить к упрочению внутренних связей рыночного потребления.
А как заявил, закрывая семинар, доктор философии Александр Доброхотов, homo sapiens – это в переводе означает вовсе не человека разумного, как все мы думали, а человека, обладающего вкусом.
Sapienti sat. Мыслитель, не сиди на валуне, подперев рукой подбородок в виде роденовского испражняющегося человека. Но дегустируй всеми силами организма вкусовые различия окружающего тебя и быстро меняющегося мира!
Первая
| Библиография | Светская
жизнь | Книжный угол | Автопортрет
в интерьере | Проза | Книги
и альбомы | Хронограф
| Портреты, беседы, монологи
| Путешествия
| Статьи |